Чем опасен перегрев автомобильного двигателя?


Описание

Небольшой перегрев: высший показатель датчика температуры

Однажды стрелка температурного указателя может достигнуть крайней отметки: термостат открыт, лопасти вентилятора крутятся, а система охлаждения изо всех сил пытается справиться с жаром двигателя. Короткие смещения к верхушке шкалы не навредят. Но длительные высокие температуры заполняют двигатель теплом, что может привести к неконтролируемому нарастанию перегрева, так что охлаждающая система будет не в состоянии его устранить. На этом этапе отмечается снижение мощности, поскольку всасываемая смесь нагревается, и воздух теряет свою плотность. Иногда слышен стук или легкий металлический звук во время ускорения.

Перегрев: на 20-40 градусов больше

В зависимости от конструкции двигателя и величины нароста нагара в цилиндрах ваш автомобиль может ощутить перебои в работе двигателя, что сопровождаются детонацией. Если вы продолжаете езду при высоких температурах и со стуком мотора, то далее все решает время. В любую минуту один или несколько поршней могут треснуть, поршневое кольцо разлетится вдребезги, а электрод свечи зажигания просто расплавится. Во время такого перегрева масло становится жидким, как вода, что обозначает преждевременный износ подшипника, отверстия цилиндра и привода клапана. Зная состояние и тип двигателя, можно поэкспериментировать с продуванием водяного насоса и заменой уплотнителей впускного коллектора.

Серьезный перегрев: на 40-80 градусов больше

Допустим, вы точно заметили снижение мощности, а двигатель через разжижение масла звучит, как кофемашина, наполненная шарикоподшипниками. Это наверняка обозначает повреждение подшипников и трущихся поверхностей внутри двигателя, а также верхнего поршневого кольца. Если головки двигателя выполнены из алюминия, проблема сосредоточена вокруг прогара прокладки головки цилиндра. На этом уровне перегрева масло теряет свою вязкость, отчего «съедаются» подшипники и начинает заклинивать двигатель. Тепло вызывает деформацию и даже растрескивание головок.

Полное разрушение под влиянием расплавления: на 100 градусов больше

Блок цилиндров, коленвал, тяги, впускная и выпускная системы, системы подачи топлива и зажигания, клапанные пружины, цепь ГРМ и привод агрегата еще можно восстановить. Все остальное настолько поцарапано в результате отсутствия смазки, деформировано теплом или повреждено на молекулярном уровне, что двигатель никогда не будет таким, как прежде. Даже после обработки не подлежат ремонту головки цилиндров, что работали при такой температуре любое количество времени. Есть призрачный шанс, что подшипники однажды можно будет реанимировать.

Действия после перегрева

Присадка к маслу с фторопластом (тефлон) формирует защитный экран вокруг рабочих поверхностей подшипника и стенок цилиндра, что может несколько ввести в заблуждение во время перегрева. Никогда не наносите холодную воду на горячий двигатель. Не поливайте его из шланга и не добавляйте охлаждающую жидкость в случае ее полного отсутствия. По мере нагревания металл расширяется. Быстрое охлаждение в одной из частей приведет к тому, что охлажденная зона сожмется и отскочит от еще горячего металла. Конечным результатом будет растрескивание блока цилиндров или головок. Просто прекратите работу двигателя и позвольте ему охладиться, пока в нем не закончатся все разрушающие процессы. Главное – исключить возможность расширения двигателя, пока металл охлаждается и сжимается.